Ефимова Светлана Александровна, педагог - психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Усолье-Сибирское Иркутской области
Результаты диагностических исследований адаптации учащихся 1 классовВ соответствии с планом работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» на 2022 – 2023 учебный год с 01.09.2022 г. по 03.11.2022 г. в учреждении были проведены диагностические исследования адаптации учащихся 1 классов.Целью диагностических исследований адаптации обучающихся 1 классов стала: коррекция образовательной деятельности, условий образовательной среды для предупреждения процесса дезадаптации обучающихся. Диагностическая работа проводилась педагогом-психологом Ефимовой С. А. с привлечением классных руководителей. Основным диагностическим инструментарием, определяющим адаптированность, являлся психодиагностический комплекс, в состав которого вошли следующие диагностические методики: 1. Методика выявления готовности к школе А.Л. Венгер. 2. Методика для изучения процесса адаптации, адаптированный и модифицированный вариант методики Э.М. Александровской. 3. Анкета «Изучение учебной мотивации» М. Р. Гинзбург. 4. Методика В. Г. Щур «Изучение самооценки». 5. Изучение самочувствия/настроения (пиктограмма). Всего в исследовании приняли участие: 85 обучающихся 1 классов (90,4% от общего количества):1 А - 23 чел. (95,8%) 1 Б - 23 чел. (100%) 1 В - 21 чел. (87,5%) 1 Г - 18 чел. (78,3 %) Методика "Рисунок человека" позволила изучить общий уровень умственного развития первоклассников, их готовность к обучению в школе. В результате диагностики было установлено, что у 71,7% учащихся уровень умственного развития соответствует возрастной норме, а 28,3% учащихся немного отстают. Отставание темпа развития может и должно быть преодолено. Для этого с этими детьми необходимо проведение дополнительной психолого-педагогической работы по развитию речи и познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти), эмоциональной, сенсорной и моторной сферы.Методика «Графический диктант» позволила выявить умения учащихся первых классов внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. В результате исследования было установлено, что большинство наших первоклассников (87,1%) выполняют указания учителя и могут самостоятельно действовать по заданию взрослого. Но есть и ребята (12,9 %) у которых исследуемые умения оказались на низком уровне. При помощи методики «Первая буква» были изучены умения учащихся 1-х классов выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости и мягкости) и удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова. В результате исследования было установлено, что 42,3% учащихся выполнили все задания, имеют высокий уровень исследуемых умений. 41,1% первоклассников имеют средний уровень. Эти учащиеся способны воспринимать и выполнять инструкции педагога, самостоятельны, умеют выделять звуки в словах. У 16,6% учащихся могут возникнуть сложности в ходе дальнейшего обучения и адаптации в школе, так как у них готовность к овладению грамотой находится на низком уровне. В дошкольный период приоритетным видом деятельности ребенка являлась игра, соблюдался щадящий режим дня, был ограничен круг общения. Придя в школу и обретя новый статус, ребенок попадает совсем в другие условия: · преобладает учебная познавательная деятельность; · напряженный режим дня; · высокие нагрузки; · четкая система требований; · новый коллектив; · необходимость в самостоятельности; · наступает ответственность за свои действия. Уже по этому, далеко не полному перечню обстоятельств, которые появляются в жизни первоклассника, понятно, какие колоссальные старания и силы должен он приложить для приспособления к новой среде. Далеко не все дети шестилетнего возраста готовы к таким переменам. У них могут проявляться признаки дезадаптации: · чувство усталости; · плохой сон; · потеря аппетита; · головная боль; · раздражительность; · плаксивость; · неадекватное поведение; · агрессивность; · замкнутость в общении; · недружелюбное отношение к одноклассникам или учителю; · нежелание идти в школу. Многие дети теряют уверенность в себе и начинают внутренне сопротивляться навязываемым ему школьным требованиям. На фоне этого ребенок даже может заболеть. В результате диагностики было установлено, что положительно относятся к учению и школе 85,9% первоклассников. Амбивалентное (двойственное) отношение у 3,5% учащихся и отрицательное у 5,9% первоклашек. 94% первоклассников показали, что им нравится их школьный учитель. Амбивалентное отношение к учителю испытывают 6% учащихся. 92% первоклассников положительно относятся к своим одноклассникам. Амбивалентное (двойственное) отношение у 7%, а отрицательное у 1% учащихся. Болели в период адаптации 10,6% первоклассников, в том числе имели психосоматическую симптоматику 3,5%. Анализ проведённого в школе диагностического исследования показал
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.