Ефимова Светлана Александровна, педагог - психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Усолье-Сибирское Иркутской области

Результаты диагностических исследований адаптации учащихся 1 классов

 a44a59904e4613143651273fb40a3539.jpg

В соответствии с планом работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» на 2022 – 2023 учебный год с 01.09.2022 г. по 03.11.2022 г. в учреждении были проведены диагностические исследования адаптации учащихся 1 классов.

Целью диагностических исследований адаптации обучающихся 1 классов стала: коррекция образовательной деятельности, условий образовательной среды для предупреждения процесса дезадаптации обучающихся.

Диагностическая работа проводилась педагогом-психологом Ефимовой С. А. с привлечением классных руководителей. Основным диагностическим инструментарием, определяющим адаптированность, являлся психодиагностический комплекс, в состав которого вошли следующие диагностические методики:

1. Методика выявления готовности к школе А.Л. Венгер.

2. Методика для изучения процесса адаптации, адаптированный и модифицированный вариант методики Э.М. Александровской.

3. Анкета «Изучение учебной мотивации» М. Р. Гинзбург.

4. Методика В. Г. Щур «Изучение самооценки».

5. Изучение самочувствия/настроения (пиктограмма).

Всего в исследовании приняли участие: 85 обучающихся 1 классов (90,4% от общего количества):

1 А - 23 чел. (95,8%)

1 Б - 23 чел. (100%)

1 В - 21 чел. (87,5%) 

1 Г - 18 чел. (78,3 %)

0b081d904d143bd8f47c14cd61de45d8.jpg

Методика "Рисунок человека" позволила изучить  общий уровень умственного развития первоклассников, их готовность к обучению в школе. В результате диагностики было установлено, что у 71,7% учащихся уровень умственного развития соответствует возрастной норме, а 28,3% учащихся немного отстают.

Отставание темпа развития может и должно быть преодолено. Для этого с этими детьми необходимо проведение дополнительной психолого-педагогической работы по развитию речи и  познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти), эмоциональной, сенсорной и моторной сферы. 25383c61b5bd9aea39e2a6a07668a4db.jpg

Методика «Графический диктант» позволила выявить умения учащихся первых классов внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

В результате исследования было установлено, что большинство наших первоклассников (87,1%) выполняют указания учителя и могут самостоятельно действовать по заданию взрослого. Но есть и ребята (12,9 %) у которых исследуемые умения оказались на низком уровне. 

e7f1dd9a0125025be53f272e90914581.jpg

При помощи методики «Первая буква» были изучены умения учащихся 1-х классов выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости и мягкости) и удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова.

В результате исследования было установлено, что 42,3% учащихся выполнили все задания, имеют высокий уровень исследуемых умений.

41,1% первоклассников имеют средний уровень. Эти учащиеся способны воспринимать и выполнять инструкции педагога, самостоятельны, умеют выделять звуки в словах.

У 16,6% учащихся могут возникнуть сложности в ходе дальнейшего обучения и адаптации в школе, так как у них готовность к овладению грамотой находится на низком уровне.

175572a60c82f32cb81f5e56733b1582.jpg

В дошкольный период приоритетным видом деятельности  ребенка являлась игра, соблюдался щадящий режим дня, был ограничен круг общения. Придя в школу и обретя новый статус, ребенок попадает совсем в другие условия:

· преобладает учебная познавательная деятельность;

· напряженный режим дня;

· высокие нагрузки;

· четкая система требований;

· новый коллектив;

· необходимость в самостоятельности;

· наступает ответственность за свои действия.

Уже по этому, далеко не полному перечню обстоятельств, которые появляются в жизни первоклассника, понятно, какие колоссальные старания и силы должен он приложить для приспособления к новой среде. Далеко не все дети шестилетнего возраста готовы к таким переменам. У них могут проявляться признаки дезадаптации:

· чувство усталости;

· плохой сон;

· потеря аппетита;

· головная боль;

· раздражительность;

· плаксивость;

· неадекватное поведение;

· агрессивность;

· замкнутость в общении;

· недружелюбное отношение к одноклассникам или учителю;

· нежелание идти в школу.

Многие дети теряют уверенность в себе и начинают внутренне сопротивляться навязываемым ему школьным требованиям. На фоне этого ребенок даже может заболеть.

В результате диагностики было установлено, что положительно относятся к учению и школе 85,9% первоклассников. Амбивалентное (двойственное) отношение у 3,5% учащихся и отрицательное у 5,9% первоклашек. 

94% первоклассников показали, что им нравится их школьный учитель. Амбивалентное отношение к учителю испытывают 6% учащихся. 

92% первоклассников положительно относятся к своим одноклассникам. Амбивалентное (двойственное) отношение у 7%, а отрицательное у 1% учащихся. 

d1edf00e2c0d5241b2247512b7b71d5f.jpg

Болели в период адаптации 10,6% первоклассников, в том числе имели психосоматическую симптоматику 3,5%.

Анализ проведённого в школе диагностического исследования показал
общий уровень адаптации первоклассников:
Достаточный у 74 учащихся 1-х классов (87,1%).
Частичный у 1 учащегося (1,2%)
Недостаточный  (или дезадаптация) у 10 учащихся (11,7%).

С первоклассниками, у которых выявлен недостаточный уровень адаптации (дезадаптация), педагогом - психологом будет проведено более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов. Это поможет нам установить причины отставания в развитии учащихся и разработать для них программы коррекционно-развивающих занятий.

После завершения диагностического исследования общего уровня адаптации первоклассников были даны рекомендации учителям начальных классов по дальнейшей работе с учащимися, имеющими низкие результаты диагностического исследования по методике "Графический диктант", "Первая буква", "Образец и правило".

20 декабря 2022 в 16:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.